О ПЬЯНСТВЕ

Обо всем
Только для зарегистрированных пользователей

О ПЬЯНСТВЕ

Сообщение katharina » 07 ноя 2007 00:57

Миф о том, что русские -- самая пьющая нация на свете, пожалуй, самый устойчивый.

Причем миф, родившийся не в России, почему-то хорошо прижился у нас, став чуть ли не предметом национальной гордости. Наверное, ни один народ не любит так рассказывать о собственном пороке, порой преувеличивая его, как мы. Русское пьянство -- излюбленная тема для анекдотов и отечественных кинокомедий. Вспомнить хотя бы все те же "Особенности национальной рыбалки/охоты" и т.д., где иностранцы только диву даются, глядя, как наши умудряются выпить цистерну и только крякнуть. Утверждается, что эта самая невоздержанность в употреблении спиртных напитков якобы повелась испокон веков. Часто мы и сами повторяем утверждения об "исторической предрасположенности" русских к алкоголю. Однако сама история опровергает этот миф.

Известно, между прочим, что в Древней Руси пьянства не было вовсе.

Население Древний Руси не выращивало виноград, и вино для Причастного таинства привозилось из Византии. Хмельными напитками были сбродивший мед и пиво, причем последнее считалось напитком низким, языческим. А излюбленным напитком русского народа издавна был квас, который не только пили, но которым также обливались в бане для здоровья.
В начале XVI века россияне отведали бургундское вино, а затем канарское. Этими винами угощали только почетных гостей: наливали одну, реже две крохотные рюмочки и подолгу смаковали. Кроме того, мальвазия почиталась как лечебное вино от разных болей. Таким же лекарством считалось и вино церковное, красное, которое привозили из Греции.
Исследователь старины Прыжов в "Истории кабаков в России" доказывает, что у наших предков пьянства не было. "Питие не было пороком, разъедающим народный организм. Оно составляло веселье, удовольствие, как это видно из слов, вложенных древнерусским грамотником в уста князя Владимира Красное Солнышко: "Руси есть веселие пити -- не может без того быти". Но прошли века, и ту же поговорку дилетанты от науки стали приводить в пример русского пьянства. А между тем пьянство всегда считалось на Руси пороком, осуждалось и вышучивалось.
Одной из любимых в русском застолье была шутка с раками, которые подавались не воздержанному в питии гостю, дабы более так себя вести было не повадно. Огромное серебряное блюдо, на котором располагалась изрядная горка красных раков, посыпанных зеленью, мгновенно привлекало внимание. Стоило нерадивому, напившемуся гостю попытаться вывернуть клешню или переломить панцирь, как рак начинал активно шевелиться, пугая гостя. Остальные же гости от души смеялись над его криками. Секрет такого розыгрыша довольно прост: раков незадолго до подачи клали в водку, где они и засыпали, меняя при этом цвет панциря на красный, будто его уже сварили.
Кстати, водка, считающаяся исконно русским изобретением, появилась на Руси на 100 лет позже, чем в "просвещенной" Европе, во время правления Василия -- сына Дмитрия Донского -- и поначалу не прижилась. Народ предпочитал традиционные мед да пиво. Но в 1460 году крымские татары захватили Кафу -- генуэзскую колонию в Таврии, -- после чего на Русь прекратился ввоз итальянских и испанских сухих вин. На медовуху не хватало меда, а против браги и пива как языческих продуктов сильно возражала церковь.
Вот и пришлось русским водку пить. Но и водку никто вольготно не пил -- многие русские правители зорко за этим следили.
Иван Грозный строго ограничил питье спиртных напитков. В 1565 году в столице открылся первый "царев кабак", входить в который могли лишь люди из царского круга, в первую очередь, опричники. Для пития простому люду были жестко определены лишь праздники Рождества, Дмитриевская суббота да Святая неделя. За употребление водки в иное время наказывали плетьми, батогами и даже тюрьмой.
"Винные статьи" по "кабацкой части", действовавшие в Сибири при Петре Первом, свидетельствуют о том, что он к пьяницам также не благоволил и присвоил им специальное название "питух". В регламенте он делил их на три категории: "питух" из простого народа наказывался битьем палками; "питух" из чиновных людей наказывался наставлениями воевод; "питух" из людей гулящих наказывался принудительными работами.
При таких ограничениях о каком постоянном пьянстве вообще может идти речь?

Боролись с пьянством и православная церковь, и русская аристократия. Лев Сергеевич Голицын, представитель древнего княжеского рода, решил прививать русскому народу любовь к хорошим виноградным винам. В 1890 году в местечке Абрау-Дюрсо он начал промышленное производство шампанского, а в 1900 году получил Гран-при на Всемирной дегустации в Париже. Голицын прививал народу культуру пития красного вина, активно выступая против употребления водки.

"Пьяная испокон века Россия", как ее любят представлять на Западе, в начале XX века по количеству выпитых ведер водки скромно стояла в хвосте ведущих держав Европы и CШA, занимая десятое место.

Франция -- 4,76;
Бельгия -- 2,49;
Англия -- 2,05;
Германия -- 1,87;
Италия -- 1,87;
Австро-Венгрия -- 1,76;
США -- 1,43;
Швеция --0,71;
Россия -- 0,53.

Как же было с алкоголем в "цивилизованной" Европе? Напиться "до посинения", "вдрабадан", "вусмерть" -- думаете, это только наши, чисто российские, выражения? А на трезвенном Западе таких "терминов" и быть не могло?

"Пей до дна" по-римски.

По словам Тацита, римские легионеры одерживали победы над германцами часто благодаря лишь тому обстоятельству, что последние предавались пьянству, и добычей римского оружия становился пьяный лагерь противника. В свою очередь, римские легионы по той же причине потом терпели поражения от тех же германцев.
А еще в Древнем Риме существовал обычай пить "до ногтя".
Благородные современники Цезаря делали следующее: осушали чашу вина, а в доказательство своей "честности" затем опрокидывали ее так, чтобы последняя оставшаяся на дне капля скатилась на ноготь и осталась там. Горе тому, у кого на ноготь прольется хоть маленькая струйка! Это не товарищ, не воин и никакой не римлянин.
Чтобы "оправдаться", оставалось одно -- немедленно вновь опустошить полную чашу хмельного зелья, на этот раз действительно "до ногтя", и делать так еще и еще, пока задуманное не выйдет. Настоящий римлянин не знает слова "неудача"!

"Немецкая трезвость".

Вышеупомянутое высказывание "Веселие Руси есть пити" не дает покоя всем, кто настаивает на разгульных корнях Руси. А вот не менее звучная пословица уже на латыни: Nihil hie aluid vivere quam bibere, что означает: "Жизнь есть не что иное, как питье". Это сказал не кто-нибудь, а Антоний Кампан, личный секретарь легата Папы Римского при дворе прусского короля Фридриха III. Ну и заливали же они, наверное, с этим Фридрихом!
Да и простые немцы от своих правителей и пастырей не очень-то отставали. Во всяком случае, в славном городе Нюрнберге власти даже были вынуждены завести особую колымагу. Она объезжала вечером и ночью все городские кабаки и подбирала пьяниц.
Нет-нет, их везли вовсе не в средневековый нюрнбергский вытрезвитель: мэр города был не зверь. Достойных, но несколько перебравших горожан со всем уважением довозили до порога родного дома, где передавали на руки заждавшимся супругам. А иначе что получается: человек упадет, в грязи испачкается, утром дети в школу пойдут, увидят. Это не есть порядок!

В XVI веке в Германии все обстояло еще хуже, водка продавалась буквально на каждом углу. Этот век немцы даже прозвали "пьяным столетием". Основатель лютеранства Мартин Лютер, между прочим, сам завзятый любитель пива, писал в 1541 году: "К сожалению, вся Германия зачумлена пьянством; мы проповедуем и кричим, но это не помогает". В унисон ему с горечью вторит другой деятель Реформации Ф. Меланхтон: "Мы, немцы, пьем до полного обессиливания, до потери памяти и здоровья".
Аналогичное положение было в Англии. В 1570 году пастор Уильям Кет жаловался: "Мои прихожане каждое воскресенье все смертельно напиваются". В Лондоне на каждом углу располагался трактир. Вывески гостеприимно приглашали посетителей, обещая "простое опьянение -- за пенс, мертвецкое -- за два пенса и солома даром".
В течение августа 1887 года в Лондоне было составлено 3000 протоколов о публичном пьянстве и столько же было произнесено судебных приговоров.
В конце XIX века русский исследователь Брандт писал: "Два наиболее передовых современных народа -- немцы и англичане -- не могут похвастаться своим прошлым по отношению к страсти к хмельным напиткам. Что касаемо немцев, то еще в VIII веке Карл Великий вынужден был воспрещать тяжущимся и свидетелям являться в суд пьяными и самим же судьям напоминать, чтобы они заседали не иначе как совершенно трезвыми, равным образом приказывать священникам при совершении таинства покаяния отнюдь не угощать вином кающихся".
В начале XX века в Швеции сложилась такая сложная ситуация с поголовным пьянством населения, что власти вынуждены были пойти на крайние меры. В 1919 году вводится карточная система, ограничивающая потребление семьей спиртных напитков 4 литрами в месяц, и создается "шведский департамент трезвости".

Средневековое право пить. Или не пить.

Да-да, в Европе прошлых веков право регулировало дела не только имущественные и уголовные, но и питейные тоже. Конечно, Питейное право, или по-латыни Jus Potandi, никогда не принималось официально, но все же это был церемониал, который не смел нарушить ни один уважающий себя молодой повеса.
Итак, Питейное право Европы выделяло две системы питья: партиальную и тотальную. Тот, кто предпочитал первую, заслуживал лишь сочувствия: ну что это, в самом деле, пить из кубка глотками! Куда как достойнее осушать кубок за один раз, как положено при тотальной системе.
Но приверженность тотальной системе питья -- это было еще не все. Несложно выдуть кубок одним махом, думали средневековые плейбои. А вот обхватить бокал губами и без помощи рук так опрокинуть его, чтобы содержимое водопадом обрушилось в горло, -- для этого требовался изрядный опыт и особый бокал с узким горлышком. Такие бокалы специально для застольных забав выпускали все европейские ремесленники.

Столь технически сложные правила питья порождали "юридические" казусы.

Казус первый: что, если за кого-то произнесут тост, который положено "подтвердить" питьем из бокала с узким горлом без помощи рук, а тот откажется?
Ответ: за это нельзя наказывать, потому что данный способ сложен, а ни от кого нельзя требовать того, что выше его сил.
Казус второй: что, если кто-то откажется пить залпом из обыкновенного бокала при помощи рук?
Ответ: следует его заставить осушить штрафной бокал, пусть знает, что каждый участник пирушки, чтобы участвовать в ней, обязан владеть элементарными навыками.
Казус третий: что, если некто приступит к питью сложным способом из бокала с узким горлышком без помощи рук, да и опростоволосится?
Ответ: пусть продолжает попытки еще и еще, пока глаза на лоб не полезут, чтобы в другой раз не брался за то, что пока не по зубам.
И, наконец, важное правило Jus Potandi, касающееся хороших манер за пиршественным столом. Если какой-нибудь невежа чихнет над чашей вина, которую друзья, отпивая, передают друг другу по кругу, он должен, сколько бы там ни было налито, осушить сосуд до дна. Затем слугам следовало принести новую наполненную до краев чашу, чтобы веселье могло продолжаться.

Король Гамбринус.

Средневековые университеты были своего рода государствами в государстве: свое руководство, всякие привилегии, хотя, по совести, никто никогда толком не мог разобрать, чем эти юнцы и почтенные старцы в мантиях там занимаются -- чертовщина какая-то, муть, да и только. Поэтому, наверное, и смотрели сквозь пальцы на некоторые в той или иной степени невинные шалости, на которые были горазды в те времена студенты.
А горазды они были в своих университетах организовывать "королевства Гамбринуса". Был когда-то такой во Фландрии граф -- Ян Первый, no-латыни "Примус". Его очень уважали брюссельские пивовары и даже избрали своим почетным старшиной. Но заплетающимся языкам почему-то сподручнее оказалось бормотать: "Гамбринус", нежели выговорить: "Ян Примус".
Так и появились в средневековых городах пивные королевства. Королем Гамбринусом в них мог стать любой. Нужно было только перепить прежнего короля. Легенды гласят, что иногда доза, необходимая для "вступления на трон", доходила аж до 60 литров пива за вечер. Воистину пивным королем иной раз стать труднее, чем настоящим. Но и уважение, которое питали к своим "коллегам" истинные земные владыки, тоже было нешуточным. Например, пивного короля из немецкого города Йены владетельный герцог тех мест принимал как равного.

Трон на винной бочке.

Эта история сохранилась благодаря увечьям, полученным неким немецким бароном по фамилии Билефельд. Как-то раз был барон зван на ужин к своему патрону -- наследнику прусского престола. Наследник, его супруга, сам Билефельд и другие гости гуляли, веселились; правда, предусмотрительный барон, сообразив, что "столько не выпьет", придумал незаметно разбавлять вино водой, но не тут-то было. Стоило Билефельду отлучиться, как супруга наследника престола подменила ему воду на шампанское, и изрядно захмелевший к тому времени барон, не заметив подмены, стал пьянеть еще стремительнее. Не отставала от него и жена наследника.
Именно она первой швырнула хрустальный бокал об стену, положив старт чудесной вакханалии, во время которой разбитыми оказались вся посуда, зеркала, окна и все, что можно было разбить и поломать. Особенно радостно было наследнику престола и его венценосной "половине".
В свалке барон решил было тихо ретироваться, но на лестнице ему кто-то подставил подножку, и барон грохнулся об пол, потеряв сознание. Дальше подошла очередь некоего лакея. Наверное, мерзавец тоже был пьян. Иначе чем объяснить, что лакей от души отмутузил барона Билефельда ногами? Да так, что бедняга две недели лежал дома влежку! В общем, веселье удалось.
Да, маленький штрих. Наследника престола звали Фридрих. Тот самый прусский полководец Фридрих Великий, чьи железные батальоны заставляли трепетать всю Европу.

"Пьянствующий кувшин".

Но, может быть, в отличие от средневековых мужчин хотя бы средневековые женщины не питали пристрастия к "зеленому змию"? Как бы не так! "Пьющий кувшин" -- такая надпись была на табличке, которую весьма часто пускали в ход в немецком городке Хейльбронн. Табличку прикрепляли к косе пьющей женщины в назидание непьющим; видимо, в этом была нужда!
Дело заходило так далеко, что знаменитый венский проповедник Абрахам-а-Сан-та-Клара однажды разразился гневной речью. Вот она, сохраненная потомками: "Да, если женщины напиваются, они не могут находиться в молчании, орут, как часовой на вышке или ночной сторож. Наш Господин Христос встретил возле колодца самаритянку и поговорил с нею; да, возле воды с женщиной можно и поговорить, но, если у женщины оказывается вино, пусть разговаривает с нею кукушка. Когда апостола Павла взбесила напавшая на них банда, и, выхватив саблю, он ударил по голове ее вожака Маль-хуса, апостол сразу же успокоился, услышав слова Господина нашего Иисуса, приказывающего вложить саблю в ножны. Но пусть попробует кто-нибудь приказать такое пьяным женщинам, язык которых -- их сабля, а морда -- ножны. И сто приказов не заставят саблю оставаться в ножнах! О бедный муж, у которого такая жена! Аминь!"

А что же ныне?

Сотрудники издания World Drink Trends, пишущего на околоалкогольные темы, занимаются тем, что подсчитывают количество галлонов, пинт и литров, потребляемых гражданами разных стран мира. Затем данные систематизируются и публикуются в виде графиков, схем и таблиц на страницах ежегодника. Так вот, согласно WDT по употреблению алкоголя на душу населения мы занимаем отнюдь не первое место в мире.

Европейцы (как и у нас, далеко не все) точно так же уходят в запой, точно так же покупают шесть бутылок водки (пардон! Виски или же граппы) на троих и еще за седьмой посылают. Так что мы ничем не "алкогольней" все тех же англичан, ирландцев, шведов и датчан. А норвежцы с финнами так и вообще по этой идее уделывают нас по количеству пьянства на душу населения раз в пять, о чем могут многое рассказать жители Санкт-Петербурга, которые из года в год наблюдают алкогольные экскурсии наших финских соседей в город на Неве... Притом, что наши пьют в немалой степени от безысходности.

А у них от чего?

Русский алкоголизм -- это миф из разряда медведей в лаптях, танцующих вприсядку казаков на Красной площади и прочих матрешек и балалаек. К черту стереотипы! Не последние мы в мире пьяницы! Поступимся же великой идеей рассейского алкоголизьму, товарищи, и откажемся навсегда от того, чтоб "научить Европу пить".

А трезвости пущай эти снобы сами поучатся!
Наталья МОРОЗОВА

http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/
Аватара пользователя
katharina
Старожил
 
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 25 сен 2007 14:21
Откуда: германия

Сообщение Timoha » 07 ноя 2007 01:58

Кстати, водка, считающаяся исконно русским изобретением, появилась на Руси на 100 лет позже, чем в "просвещенной" Европе

Кать, знаменитый Подольчанин Профессор Похлебкин, который умер (был убит отморозками) в нищите... часть своей жизни посвятил опровержению вышеописаной цитаты... в благодарность, как всегда наше "русское .......", не удосужилось каким либо образом отблагодарить человека, доказательства которого позволили сохранить "национальное достояние" и до сих пор приносят в бюджет России довольно приличные средства....
Данный факт, в настоящее время не опровергается ни одним из "претендентов" на брэнд "ВОДКА"...
Думаю что автор, конечно же из лучших побуждений пыталась "обелить нас, русских".... пьем как и все, конечно не впервых рядах но и не отстаем, видимо эксперты считают потребление алкоголя без учета "паленой водки" которая, нигде и никогда не учитывается, а её у нас!?.....

_________________________________________________
Не так давно в России отметили юбилей создания водки, точнее, научного обоснования ее классической крепости выдающимся русским химиком Д.И. Менделеевым. Несмотря на всю общеизвестность сего предмета, с водкой связано немало исторических загадок.
Наиболее серьезным исследованием по истории водки является капитальный труд Вильяма Васильевича Похлебкина, который так и называется: «История водки». Досточтимый историк взялся за этот труд в значительной степени вынужденно. Дело в том, что в 1978 году государственная водочная монополия ПНР начала утверждать, что в Польше водка была изобретена раньше, чем в Русском и Московском государстве. В силу этого право продавать на внешних рынках под именем «водки» свой товар должна была получить лишь Польша, производящая «Вудку выборову» («Wodka wyborowa»). Знаменитые русские напитки «Московская особая», «Столичная» и прочие - теряли право именоваться «водками».Западноевропейские прецеденты на этот счёт однозначны. Производство всех европейских видов крепких спиртных напитков имеет фиксированную первоначальную дату: 1334 год – коньяк, 1485 – английские джин и виски, 1490-1494 – шотландское виски, 1520-1522 годы – немецкий брантвайн (шнапс).
А в СССР, как оказалось, не только даты начала производства водки, но и литературы по истории водки не существует вообще, сведений об изобретении водки невозможно обнаружить даже в государственных архивах, нет достоверных документов о том, когда же началось винокурение в России.

В.В. Похлебкин, известный знаток истории продуктов питания, осуществил грандиозную по своим масштабам работу, обсудив все хмельные напитки, какие только были в истории России. И достаточно убедительно показал, что в Московском княжестве водку начали производить не ранее года 1450 и не позднее 1490 года. Водка по мнению В.В. Похлебкина, была создана в Кремле обитателями Чудова монастыря, а первую монополию на ее выпуск учредил Иоанн III в 1474 году. Сейчас этот вывод повторяют везде и всюду, считается, что вопрос закрыт. Так ли это?

Как известно, для широкомасштабного производства нового товара нужно:

- изобрести товар

- создать сырьевую базу

- провести маркетинг, разведку рынка.

Оставим в стороне вполне детективную историю про беглого монаха – грека, якобы нашедшего секрет производства водки прямо в Чудовом монастыре. Не в монахе дело. Похлебкин отмечает, что Москва не прошла обычный для всех без исключения государств путь «экспериментального опробования» длиной в 70-140 лет. Сразу получилось производство в развитом виде и сразу торговля в виде монополии. Даже если кто-то что-то изобрел, кто сказал, что это – товар и настолько выгодный товар? Временной дистанции, необходимой для такого понимания, у Москвы не обнаруживается.

Кроме того Похлебкиным совершенно справедливо отмечено, что для изготовления водки нужно сырье. Нужны товарные избытки зерна, и не какого-нибудь, а ржи. Именно зерно ржи, да еще предварительно пророщеное, имеет то количество сахара, которое позволяет при перегонке получать крепкий продукт (учтите архаичность технологий тех времен). Так вот, и рожь, и нужная система земледелия подобно пожару распространились по Московскому княжеству в течение 6-10 лет! (До этого там сеяли примитивные виды пшеницы.) На момент «изобретения водки» нужного сырья в Московском княжестве не имелось. Изобрести нечто на отсутствующем сырье - таких чудес точно не бывает. Да и крестьянин сам собой не может совершенствоваться с такой скоростью. Технология возделывания ржи могла быть только привозной, причем вместе с крестьянами, которые такой технологией владели.

Что же получается: изобретатель вполне мифический, сырьевой базы нет, маркетинг не проводился.

А если предположить, что технологию откуда-то вывезли в готовом виде? Причем из такого места, где про потребительские свойства сего напитка прекрасно знали? В те времена вывоз в Московское княжество каких-либо специалистов вместе с их уменьями вовсе не был большой редкостью. Из Казани, к примеру, вывезли железоделов.

Основная улика вывоза – рожь. Ищем житницу, где возделывали рожь в 14-15 веке. Общеизвестно, что рожь тогда сеяли на скудных землях Новгородчины, там никаких товарных избытков ее быть не могло.

Однако имелся еще один филиал Великого Новгорода, где были северные крестьяне, сеявшие рожь. Это Вятка, веками бурливший исторический котел. Известно, что вятские земли в 16-м веке считались житницей и имели избыток зерна. Современники давали Вятской земле XVI в. самые лестные отзывы, считали ее краем изобилия. "В земле той поля великие, и зело преизобильные и гобзующие на всякие плоды...хлебов же всяких такое там множество, аки бы на подобие множество звезд небесных, тако же и скотов различных стад бесчисленное множество, и корыстей драгоценных, наипаче от различных зверей в той земле бывающих...не вем, где бы под солнцем больше было". Для создания житницы, изобильного, плотно заселенного края в наших условиях лет 150-200 положить надо. Так что рожь там была века где-то с 13-го.

Более того, "...в 1147 году в Хлынове (Вятка) построена была винокурня и земская изба" – так написано в Вятской летописи. И в самой Вятке издавна живет легенда, что производство водки началось именно на вятской земле. Именно там веками неискоренимо ведется кумышка, вотяцкий самогон, с самыми архаичными вариантами технологии. Не кумышка ли предшествовала водке?

По времени тоже сходится:

1458-1459 гг. - завоевание Москвой Вятской земли (походов было несколько).

1475-1479 годы – начало винокурения в Москве, винная монополия.

Даже то, что из Вятки неких жителей, включая вовсе простолюдинов, вывезли в Московское княжество – прекрасно известно.

Однако В.В. Похлебкин сведения о вятском приоритете отвергает как мифические. Аргумент очень серьезный: отсутствие социальных последствий употребления водки. То есть крестьяне, поставщики сырья, не спились. Более того, выходцы с вятских земель, будущие знаменитые кержаки-староверы, известны как свирепые трезвенники. Как это – веками не пить?! Значит, ничего тут и не было.

А вот как раз и не значит.

Водка в России стала напитком народного увеселения, массовым продуктом. У кумышки роль была совсем другая, это был совсем другой товар. С другими потребительскими качествами и другим целевым потребителем.

Кумышка с древности применялась вотяками (удмуртами) и другими финно-угорскими племенами в религиозных обрядах как галлюциноген, сакральный, священный напиток. Она позволяла войти в состояние эйфории, оторваться от реальности и соприкоснуться с богами. Жрец-восясь употреблял напиток и в состоянии опьянения освящал приношения, забивал жертвенных животных.

Изначально кумышка была слабой, крепость ее не превышала нескольких градусов, гнали ее из кобыльего молока (родственное слово - кумыс). Заметьте, предшествующая технология просматривается четко, имеется собственная терминология. Все указывает на то, что кумышка – собственное изобретение вотяков. А вот эффективное сырье для нее дали русские. Пришедшие на вятские земли новгородцы владели самыми совершенными на то время сельскими технологиями, умели строить плотины и мельницы.

Русский мужик всегда с выгодой для себя делал сырье для кумышки, а сам этот продукт рассматривал как элемент чужой, с его точки зрения более примитивной культуры. Брезговал ею, если кратко сказать.

Что имеем на вятских землях: поставщики сырья есть, изготовители товара есть. Нет состоятельного потребителя. С вотяков тогда взять было особо нечего. Дорогого меха они не добывали, сами пробавлялись рыболовством, да охотой на бобра. Нет, не ради увеселения вотяцких шаманов населился тут предприимчивый новгородец! Поищем возможности «экспортных» поставок. Не было ли поблизости родственных вотякам по культуре состоятельных угро-финнов, заинтересованных в таком товаре?

Обнаруживаем старинный торговый путь «от вятчан к пермянам». Это дорога от Вятки на Кай, стоящий на Каме, откуда рукой подать до вогулов. Километров 50-60. Рядом, можно сказать. А вот у вогулов, воинственного, богатого народа, были уже совсем другие ресурсы. Вогулы, населявшие пермский север, много веков были торговыми партнерами Новгорода.

Высоко ценился соболь, хорошо им торговал Новгород с Европой. Но дальше - больше! Новгородцы везли серебро от вогулов. В 1332 г. Иван Калита "возверже гнев на Новгород прося у них серебра закамьское". Масштабы вывоза. В1431 г. литовский князь Витовт налагает на Новгород контрибуцию в 55 пудов литого серебра (новгородский пуд - берковец - равен 163 кг). Иначе говоря, речь шла о 8965 кг литого высокопробного серебра. Новгород уплатил эту сумму в течение пяти месяцев. Новгород даже начал собственное денежное производство в 1420 г., и оно продолжалось непрерывно в течение 58 лет до падения новгородской независимости и присоединения к Москве в 1478 г. И даже после этого. Серебряная монета «новгородка» была вдвое тяжелее московской монеты, «московки».

То есть это был очень серьезный вывоз, обеспечивающий валютную независимость Новгорода, и дело должно было быть обставлено тоже очень серьезно.

Заметьте, серебряные изделия были для вогулов священными, распоряжалось ими шаманство. Грабежом такой товар не возьмешь. А вот в обмен на другой священный товар, на кумышку – пожалуй… Угро-финны, кстати, известны тем, что у них быстро возникает сильная зависимость от алкоголя.

Вогульское серебро и могло быть источником благосостояния вятской земли. Московский князь с огромной по тем временам армией ходил на Вятку «дабы подорвать могущество Новгорода», там оно начиналось, могущество. Чуть позже сравнительно небольшой отряд взял пермские городки Искор и Покчу, окончательно разорвав торговый путь.

Посмотрим на даты:

1458-1459 гг. - завоевание Москвой Вятской земли, конец Вятской республики.

1462 г. - "серебряный бунт" в Новгороде. Отказ народа принимать новую серебряную монету (тонкие "чешуйки"), которую новгородское правительство стало выпускать, пытаясь выйти из состояния "серебряного голода".

1472 г. - присоединение к Москве Великой Перми.

1478 г. - ликвидация независимости Новгорода, присоединение его к Москве.

1475-1479 годы – начало винокурения в Москве, винная монополия.

Конечно, «после – не означает вследствие», но противоречий в датах не наблюдается. Думается, что шла упорная борьба за ресурсы Великого Новгорода, как пермские, так и вятские. Технология, которую наваяли кержаки (будущие) вместе с вотяками вполне могла быть вывезена и мгновенно развернута в Московском княжестве.

Много ли здесь того, что историки называют «домыслами»? Наверно, много. Но вряд ли больше, чем во многих псевдонаучных трудах по истории Урала. Отечественная историческая наука, к сожалению, слишком политизирована, крайне мало внимания уделяет «реальному сектору экономики». С водкой вот «прижало», исследование пришлось провести. А другие элементы материальной культуры народа – да бог с ними, какая разница, где и когда они появились. Ни истории сельского хозяйства, ни крестьянской археологии вообще нет. Диалога ученых-историков с обществом в природе не существует. Это обедняет саму историческую науку, лишает людей возможности знать историю своих предков.
Автор: Пермские соседи - Online
Оригинал статьи - Здесь
Аватара пользователя
Timoha
Старожил
 
Сообщения: 1097
Зарегистрирован: 01 фев 2006 13:10
Откуда: USSR

Сообщение katharina » 07 ноя 2007 10:19

Юра,мое мнение такое-сколько существует человечество-столько оно себя дурманит!и алкоголем,и грибами,и травой..да,всего уже не перечислить!не знаю какой народ больше,какой-меньше.по своему опыту знаю-ни один немец при мне еще не отказался от рюмки водки.то ли обидеть боятся,то ли на халяву- и уксус сладкий.на карнавал-в феврале вообще повальное пьянство!очень любят водку пивом запивать,а вот закусывать-не принято..
Аватара пользователя
katharina
Старожил
 
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 25 сен 2007 14:21
Откуда: германия

Сообщение Timoha » 07 ноя 2007 13:30

В данный момент замечаю все меньше празднующих и шатающихся в пьяном виде.... есчо каких то 10 лет назад.... встречал на каждом шагу, видимо либо окончательно спились, либо отрезвели, но факт на лицо пьяных мало.... а возможно народ дорвался и утолил свой "апетит" после Горбачевских "безалкогольных свадьб".... Финики и вправду в уикенды окупируют все приграничные российские города.... стоимость "целебного" и "уважаемого" напитка в разы дешевле чухонских....
Аватара пользователя
Timoha
Старожил
 
Сообщения: 1097
Зарегистрирован: 01 фев 2006 13:10
Откуда: USSR

Сообщение katharina » 08 ноя 2007 11:23

вот,прикольную статью нашла!

Американское руководство по поведению на русской вечеринке

Думаю, способности русских в отношении водки не объясняются их какой-нибудь особенной биологией. Это связано с их традициями . Многие русские считают, что иностранцы не умеют пить — они пьют и не закусывают. Они смешивают коктейли. Водку они пьют не залпом, а потягивают по чуть-чуть. Возможно, что это связано с дороговизной алкоголя и с врожденной жадностью иностранцев . Русские же, наоборот, пьют столько, сколько в них может влезть — при этом остаются в живых. Вот основные принципы питья водки для непосвященных:

За час до вечеринки (варианты)

1. Съешьте пару варенных картофелин

2. Выпейте одно или два сырых яйца

3. Выпейте одну или две столовые ложки растительного масла

Это гарантирует вам , что вы будете трезвым, даже если выпьете бутылку водки. Это не шутка. Сырые яйца — это самый действенный способ.

Во время вечеринки
1. Если вы начали пить водку — пейте только водку . Никаких пива или вина. Никаких соков. И особенно: никакой газированной воды.

2. Водку не «цедим», а выпиваем одним «залпом».

3. Сразу после «залпа» закусите. Очень важно нейтрализовать алкоголь. Это лучше всего сделать , если еда соленая или кислая. Это могут быть соленые помидоры, огурцы, квашенная капуста, икра на хлебе с маслом , селедка — можно с вареной холодной картошкой и луком или с вареной свеклой и майонезом, шпроты или сардины . Если этого нет — можно закусить традиционным русским салатом, они называют его «Оливье» ( это смешивается вся еда, что есть в доме, добавляются вареные яйца и все заливается толстым слоем майонеза). Украинцы любят закусывать копченым салом с чесноком , но эта закуска — для профессионалов.

4. Обязательны только первые три рюмки водки. Этим вы покажете людям, что вы общительный и дружелюбный человек. Следующие одну-две рюмки вы можете пропустить. Для этого нужно просто сказать : «Ya propuskayu». Это не значит, что вам больше не придется пить. Это означает, что вам, как «слабому» иностранцу дают возможность набраться новых сил для вечеринки.

В России принято выпивать всем одновременно — перед этим произносится какой-нибудь тост. Выпивают все за одним столом, на котором стоят рюмки с водкой и закуска (zakuskis). Человек , который говорит тост, обычно сам и наливает водку всем в рюмки. Взять бутылку в руки самому, налить из нее себе в рюмку и выпить самостоятельно — это очень большая бестактность. Если вы сами хотите сказать тост — в магазинах продаются специальные книги — там очень много вариантов на все случаи жизни.

5. Закуски (zakuskis) едят в течение только первого часа на вечеринке (за это время вы выпьете приблизительно 200 г водки — 4 рюмки ). После этого вам подадут горячее (goryacheye) — и вы должны его съесть, даже если уже не хотите есть. Только так вы можете не опьянеть .

6. Активно участвуйте в интеллектуальных беседах за столом — это поддержит вашу голову в рабочем состоянии. Вы будете не совсем трезвым, но вовсе не пьяным.

7. В конце вечеринки вам подадут чай и торт. Не пропускайте эту еду. Таким способом вы показываете хозяевам , что вы вполне трезвый и оценили их гостеприимство безо всяких страшных последствий.

Итак, в течение четырех-пяти часов вы выпили целую бутылку водки (500 г) — и вы не только живы, вы почти трезвы.

После вечеринки. Оставьте с вечера маленькую бутылку пива в холодильнике . Встаньте примерно в пять утра и выпейте ее, потом ложитесь «досыпать». Это спасет вас от утреннего похмелья.

2. Если это не помогло , хотя обычно этого достаточно, выпейте стаканчик воды с солью, русские пьют рассол от законсервированных соленых овощей .

Некоторые русские советуют выпить утром маленькую рюмку водки для снятия похмелья — не делайте этого: это подходит только алкоголикам .

Так что пейте водку — и оставайтесь трезвыми, как это делают русские!

"немаров дот ком"
Аватара пользователя
katharina
Старожил
 
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 25 сен 2007 14:21
Откуда: германия

Сообщение like » 08 ноя 2007 12:02

: :ROFL: :t602: :t602: :t016: :beer: :bad: :
Аватара пользователя
like
Старожил
 
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 25 июл 2007 23:16
Откуда: Germany

Сообщение katharina » 11 ноя 2007 17:54

Русская Водочная Церемония
Таинство знаменитой русской Водочной Церемонии никогда не держалось в секрете. Тем не менее мы решили ознакомить читателей с этим красивым обычаем.

Вся Церемония направлена на то, чтобы каждый ее участник достиг желанного скотского состояния. Hаверняка каждый из вас видел, как, подобно римским патрициям, возлежат участники только что завершившейся русской Водочной Церемонии под забором или просто на земле в обмоченных тогах и стеганых туниках. И наверняка многих в этот момент обуревала жгучая зависть по отношению к посвящённому, его блаженному храпу, безмятежно пущенным слюням, диогеновской неприхотливости и поистине ангельской невозмутимости.

Поводом для начала Церемонии может послужить все, что угодно - рождение, смерть, пятница. Иногда Церемония растягивается на несколько дней, а иногда - на всю жизнь. Так или иначе, удачной считается Церемония, которую никто из участников не помнит.

В середине прошлого века Водочная Церемония чаще всего проходила в традиционном 'водочном' домике, напоминающем веранду детского садика, да зачастую и расположенном на территории детского садика. Также для церемонии хорошо подходят кусты цветущей сирени или акации, они усиливают и без того романтическую атмосферу. Опытные, уважаемые участники Церемонии отличаются от начинающих красной и сизой раскраской на лице. Они помогают новичкам правильно себя вести за и под столом во время Таинства. Ведь в Водочной Церемонии важно всё - как человек пьет, как курит, как матерится, как спит, как отлучается по нужде и так далее.

Выглядит Церемония примерно так. Hа ровную, желательно, горизонтальную поверхность стелится ритуальная газета (обычай стелить газету русские пьяницы, очевидно, переняли у пьяниц эпохи просвящения). Затем из карманов достается ритуальный стакан, с которого аккуратно сдувают табачные крошки и пыль. Граненые стаканы эпохи ЛИ (Брежнева) отличаются особой ценностью. Каждое движение участников наполнено глубоким смыслом. Движения плавные, скупые, ибо во время церемонии не следует тратить энергию, а надо ее накапливать, ибо впереди - долгая дорога домой. Hо это будет потом, а пока участники церемонии поочередно созерцают закрытую бутылку, пытаясь постичь ее нутреннюю сущность. Hепосредственно перед открытием сосуда водку принято взбалтывать и смотреть на пузырьки со вниманием. Большое количество пузырьков сулят здоровье и счастье, малое - болезни.

Водку пьют маленькими порциями, по 50-100 граммов. Перед тем, как выпить очередную порцию священного напитка, принято произносить так называемые тосты - шуточные пожелания, которые, по поверью, исполнятся, если водка будет выпита. Каждое выпивание следует предварять глубоким вздохом, символизирующим изгнание злых сивушных духов. Вообще-то Водочная Церемония дает участникам достаточную свободу в выборе напитка. В низших слоях общества в качестве водки может использоваться портвешок, плодово-ягодное вино, настойка боярышника, корвалол и даже разбавленное пиво.

Зато особую роль играет закуска. Hеправильный выбор закуски (например, козинаки, вафли или кремовый торт) способен свести на нет все впечатление от Церемонии. В античную эпоху водку закусывали селедкой, реже - огурцом. Во второй половине прошлого века на смену селедке пришел плавленый сырок.

Hекоторые русские после первой вообще не закусывают. И после второй тоже не закусывают, и после третьей. Такие люди ценятся очень высоко, их стараются почаще приглашать к столу.

Желательно также, чтобы на Церемонии присутствовало некоторое количество женщин. Hаличие женщин делает участников более раскованными, поскольку теперь есть кому потом помыть посуду и прибрать так называемый 'срач'.

В древности на Церемонию нередко захаживали старцы (алкокалики перехожие) и просили налить им на посошок, на гребешок, на ремешок или еще куда-нибудь. Посошки ушли в далекое прошлое, а обычай остался.

Итак, Церемония в полном разгаре. Участники полностью сосредоточены на напитке. Весь мир на некоторое время как бы перестает существовать для них. Они в глубокой медитации. При этом некоторые участники принимают довольно причудливые позы. Стойка 'на коленях', или, как говорят русские, 'на карачках' пришла к нам из Японии. Японцы выражают таким образом свое почтение к чаю, а русские - свое презрение к всемирному тяготению.

А вот так называемые 'Танки' ничего общего с Японией не имеют. 'Танки' - это старинное русское песнопение. Оно потрясает невольных слушателей невообразимой красотой и отсутствием лаконизма. 'Танки' звучат, как правило, на так называемой 'Песенной' стадии Церемонии. Ей обычно предшествует стадия 'Хорошо сидим', которую следует выделить особо. К двадцатой минуте действа участники должны вести несколько одновременных разговоров примерно одинаковой громкости, не мешающих друг другу.

За 'Песенной' стадией следует стадия 'Уважительная', на которой все, кто еще остался в числе участников, горячо заверяют друг друга в своих чувствах друг к другу.

Случается, что кое-кому из выпивающих приходится раньше времени покинуть Церемонию и своих друзей. В этом случае он отмечает окончание Церемонии глубоким земным поклоном, после чего становится на колени Или ложится на лицо и засыпает.

Hа любой из указанных выше стадий может закончиться водка. Происходит это всегда неожиданно даже для самых искушенных пьяниц. В любой другой стране участники застолья с этим фактом смиряются и расходятся по домам, объясняя свое малодушие неким 'здравым смыслом'. Однако русские люди не пасуют перед обстоятельствами, а выдвигают из своих рядов так называемого 'гонца', который должен добыть еще немного священной и, желательно, заводской, жидкости с тем, чтобы спасти Церемонию от преждевременного угасания. В 'гонцы' обычно выбирают самого ответственного, целеустремленного, служащего всем примером молодого.

Таким образом, продолжительность знаменитой русской Водочной Церемонии определяется отнюдь не количеством водки, а наличием дееспособных 'гонцов'. Чаще всего русская Водочная Церемония заканчивается так же постепенно и неспешно, как и начиналась. Один за другим, участники выпивают 'на посошок' и уходят (иногда в себя), символизируя собой быстротечность жизни, краткость минут наслаждения и верховенство долга.


"немаров дот ком"
Аватара пользователя
katharina
Старожил
 
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 25 сен 2007 14:21
Откуда: германия

Сообщение Timoha » 11 ноя 2007 18:00

:lol: :lol: :lol: Кать, спасибо...
Аватара пользователя
Timoha
Старожил
 
Сообщения: 1097
Зарегистрирован: 01 фев 2006 13:10
Откуда: USSR

Сообщение like » 11 ноя 2007 20:06

Все пьющие делятся на четыре категории: выносливые, положительные, застенчивые и малопьющие.
Выносливые - выпьют, а потом их выносят.
Положительные - как выпьют, можно положить, и будут лежать, с места не сдвинутся.
Застенчивые - выпьют и за стены начинают держаться.
Малопьющие - пьют и пьют, и все им мало...
(IN)
Аватара пользователя
like
Старожил
 
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 25 июл 2007 23:16
Откуда: Germany

Сообщение Галямов Илья » 11 ноя 2007 23:49

Сапожники напиваются в стельку;
Врачи - До потери пульса;
Пожарники - в дымину;
Доминошники - в дупель;
Летчики - до потери ориентировки;
Химики - до выпадения в осадок;
Бомжи- в хлам;
Моряки - до дна;
Писатели - до точки:
Священнослужители - до чертиков;
Артисты - до потери памяти...

:) :) :)
Четвертая школа,вперед!
Аватара пользователя
Галямов Илья
Старожил
 
Сообщения: 675
Зарегистрирован: 16 сен 2007 13:33
Откуда: Чернигов, Украина.

Сообщение Balderis » 14 ноя 2007 11:27

...пить или не пить? -вот в чем вопрос
...а если пить - то обязательно закусывать :-)
--------
..и если о водке, то не пьянки ради - здоровья для!
... и самое главное - тормоза! (в этом "чаепитии")
--------
а водка без пива - деньги на ветер!
..а кто водки не пил, тот на утро не знает вкуса воды :-)
..надо ценить то, что имеешь.
Balderis
Участник проекта
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 02 окт 2007 12:13
Откуда: Бишкек

Сообщение Ruslan Idrisov » 14 ноя 2007 12:27

В Москве,действительно редко увидишь нормального человека вдрызг.Но это зачищает милиция,а сколько пьяных и опустощённых дущевно людей в провинции!!!
Аватара пользователя
Ruslan Idrisov
Старожил
 
Сообщения: 216
Зарегистрирован: 12 ноя 2007 13:24

Сообщение like » 18 ноя 2007 12:08

Жена возвращается из магазина с купленной скалкой. Муж возмущен:
- С ума сошла! Дома ни капли спиртного, а она мебель покупает!

Водка это машина времени. Выпил и уже завтра.

***
Едет мужик пьяный в автобусе. У него недержание мочи. Кондукторша говорит:
- Мужчина, ну что это такое?
- Снегурочка я, не видишь, что ли, таю.


***
Жена уехала в командировку, возвращается, а в комнатах вместо мебели пустые бутылки. Жена:
- Где мебель???
- Продал!
- А где деньги?
- В мешках!
- А где мешки?
- Под глазами!
Аватара пользователя
like
Старожил
 
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 25 июл 2007 23:16
Откуда: Germany

Сообщение Balderis » 21 ноя 2007 09:45

.если спирт замерз в бутылке
-я его не брошу!!!
буду греть его руками (или-буду грызть его зубами)
потому что он - ХОРОШИЙ!!!
..надо ценить то, что имеешь.
Balderis
Участник проекта
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 02 окт 2007 12:13
Откуда: Бишкек

Сообщение like » 27 ноя 2007 17:41

*
Алкоголизм - это когда пить не хочется, но надо
*
Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах
*
Алкоголь нужно принимать таким, какой он есть
*
Повзрослев, он пошел по стопкам отца
*
Будьте бдительны! Неправильный опохмел может привести к запою!
*
на бой с пьянством! Выпьем по 100 г перед боем...
*
Вчера так напился, что ничего не помню; но самое обидное - не помню, чтобы пил...
*
Вы ещё не пьяны по-настоящему, если можете лежать, не держась за пол
*
Когда водка заканчивается, закуска становится просто едой
*
Кто ищет, тот всегда найдёт. И выпьет...
*
Я не грустный - я трезвый
*
Я сегодня не такой, как вчера - а вчера я был вообще никакой
*
Я свою меру знаю: упал - хватит

(IN)
Аватара пользователя
like
Старожил
 
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 25 июл 2007 23:16
Откуда: Germany

След.

Вернуться в Общение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28

Яндекс.Метрика